Благодарность Губернатора Ямало-Ненецкого округа Д. Н. Кобылкина
Томский ордена Трудового Красного Знамени государственный медицинский институт Министерства здравоохранения РСФСР
В 1989 окончила интернатуру по специальности «педиатрия» Красноярский государственный медицинский институт
В 1993г прошла профессиональную переподготовку по специальности «неврология» Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей Министерства здравоохранения Российской Федерации
Сертификат о повышении квалификации по специальности «неврология» в 2020г Некоммерческое образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования учебно-информационный центр 'КОМПиЯ' (действующий сертификат до апреля 2025г)
Родители могут заметить следующие признаки задержки психического развития (ЗПР):
Незрелая эмоционально-волевая сфера
Ребенок не пытается совершить над собой усилие или сделать так «как надо» или «как положено», а не так как ему вдруг захотелось. Незрелость эмоциональной сферы так же может проявляться в истерических проявлениях или агрессии, так как ребенок не понимает почему нужно делиться игрушками, спрашивать разрешение, и что означает конкретная фраза или конкретное действий. Нарушение игровой деятельности:
Игры у детей с задержкой психического развития часто носят примитивный характер, нет сюжетно-ролевого компонента. Например, в 5-6лет ребенок катает машину взад-вперед, не может в игре что-либо соорудить, построить, сконструировать, не взаимодействует с детьми!
Иногда игры могут быть разрушительными: рвет, ломает и разбрасывает предметы, или с выраженным преобладанием двигательного компонента — он постоянно прыгает и бегает, но не играет с другими детьми и с игрушками.
Речевое развитие:
Задержка психического развития часто сочетается с задержкой развития речи. Ребенок не разговаривает, либо его речь существенно отличается от возрастной нормы. Часто невнятность речи, излишнее слюноотделение, пространственные нарушения, фонематические нарушения и другие проявления. Важно помнить, что речь является основой интеллекта. Речь часто «несвязная», простые фразы или предложения; отвечает невпопад и не о том, о чем его спрашивали.
Двигательная активность:
У детей с ЗПР часто отмечается избыточная или даже патологическая двигательная активность. Ребенок не в состоянии контролировать свое поведение. Постоянно находится в движении, хватает все подряд и порой даже не понимает, что надо спрашивать разрешение.
Но есть и обратная ситуация, когда у ребенка с ЗПР резко снижена двигательная активность и окружающие считают его тихим и «очень стеснительным ребенком», но у него снижена не только двигательная, но и познавательная активность и нет присущего всем детям любопытства.
Бытовые навыки у детей:
У детей с задержкой психического развития часто страдает выработка бытовых навыков. Ребенок не может полностью самостоятельно одеться- раздеться, самостоятельно принимать пищу. У многих не выработаны туалетные навыки: сам не просится в туалет или вовсе его не признает.
Учебные навыки:
Чаще характерна неусидчивость, нарушение концентрации внимания, нет желания выполнять задания педагога. Хотя с помощью взрослого (или учителя) они могут выполнять предложенные им задания, но в коллективе эти дети, как правило, не могут сосредоточиться, усвоить задание и не усваивают школьный материал.
Лечение ЗПР у детей
После необходимого объёма обследования с целью установления диагноза, индивидуально подбирается комплекс лечения в соответствии с особенностями развития каждого ребенка. Подбираются лекарственные препараты, физиолечение, различные виды и методики массажа, логомассажа, прочие методы и программы.
Атмосфера в семье для ребятишек с ЗПР играет основополагающую роль. Благоприятный исход лечения ЗПР у детей во многом зависит от поведения и настроя взрослых. Нужно всегда помнить, что такие дети требуют особого подхода.